Волга потеряла берега

Почему обмелела великая река

Рекам Волжско-Камского бассейна угрожает экологическая катастрофа. Из-за опасного обмеления гибнет рыба и задерживается открытие сезона речных туров. Куда ушла вода?

Волга потеряла берега

Наиболее критичная ситуация сложилась на Куйбышевском водохранилище. После планового весеннего сброса воды здесь обмелели не только Волга, но и Кама, Свияга, Меша и другие мелкие притоки больших рек. В соцсетях размещено много фотографий с обнажившимися берегами водоемов. Пользователи считают это экологической катастрофой, ведь рыбе негде нереститься. Например, после майских праздников на сотни метров обнажились берега Волги у Ульяновска и Казани, а баржи садятся на мели. В Татарстане из-за малой воды перенесли открытие скоростных речных линий.

Как пояснил «МК» владелец крупной судоходной компании, пожелавший остаться неназванным: «Минувшая зима была снежной, но мягкой. Главная причина нынешнего обмеления — недостаточное промерзание грунта. Ситуацию усугубил просчет экспертов, привлеченных Федагентством по водным ресурсам, которые ранней весной неверно оценили запасы воды в снеге в верховьях Волги. Вместо того чтобы копить воду в Рыбинском водохранилище, они ее слили». Именно эта ошибка привела по цепочке к проблемам ниже по течению, полагает судоходчик.

Как сообщил «МК» руководитель Верхне-Волжского БВУ Федерального агентства водных ресурсов Александр Баринов, Волжско-Камский бассейн представляет собой каскад водохранилищ, каждое из которых имеет свое назначение. Например, на Верхней Волге Рыбинское и Горьковское играют важную роль для сезонного регулирования водосброса, а Чебоксарское — для суточного. Особое место в каскаде занимает Куйбышевское водохранилище объемом 57 кубокилометров. Оно отвечает за весенние попуски для обводнения Волго-Ахтубинской поймы, поэтому на него возложено годовое, сезонное и суточное регулирование.

В этом году, по словам Баринова, произошел форс-мажор. Снега выпало много, но из-за «рваного» температурного режима, когда оттепели часто сменяли холода, почва не промерзла и не пропиталась влагой, притоки были слабыми. Большинство рек, впадающих в Волгу, не дали ожидаемого стока. Например Ока, обычно дающая 45% притока Верхней Волги, в этом году дала всего 12%! Такого не было 150 лет. Разумеется, уменьшение стока повлияло на режим работы каскада водохранилищ. С 3 по 7 мая в низовьях Волги из Куйбышевского водохранилища была организована сельскохозяйственная «полка», а вот от традиционной рыбной «полки» из-за нехватки воды пришлось отказаться.

«Сейчас благодаря притоку воды из Камы ситуация будет стабилизирована. К 1 июня запасы Куйбышевского моря должны достигнуть вполне комфортной отметки 52,4 м. Так что не стоит сеять панику. Навигация в летнем сезоне будет нормальной. Пассажиров речных круизов по Волге на мелководных участках, как это было в 2014 году, никто пересаживать на автобусы не будет», — заверил Александр Баринов.

Единственное проблемное место для транспорта — это участок между Городцом и Нижним Новгородом. Здесь суда с большой осадкой не проходят. Но уже 11 лет по графику, представленному Росморречфлотом, создаются специальные попуски с Горьковского гидроузла. И на большой волне суда спокойно проходят сложный участок.

Правда, в этом году из-за редкого маловодья попуски воды для прохождения речного транспорта здесь начались уже с 10 мая. Такого старожилы не припомнят. Если пассажирское расписание пока выдерживается, то грузовые суда ждут «большой волны» по нескольку дней. Компании несут потери. Ждать помощи от железнодорожников не стоит, они не справляются с грузопотоком, особенно в сторону портов, ориентированных на экспорт. К тому же речные перевозки дешевле железнодорожных: доставка щебня и соли на 20%, гравия — на 30%. А ряд градообразующих предприятий исторически заточены на получение грузов именно по воде. Например «Химпром» в Чебоксарах.

«Сейчас для решения этой проблемы проектируется низконапорный гидроузел в районе Козина. Но спешить не стоит, нужно основательно просчитать последствия создания этого сооружения, в т.ч. для экологии», — добавил Баринов. Действительно, как стало известно «МК», далеко не все жители Балахнинского района в восторге от возведения гидроузла. Некоторые из них обещали устроить бунт, если их дома и пастбища уйдут под воду. Так что распутать транспортный узел в районе Козина будет непросто.

Добавить комментарий