Достройку «Северного потока-2» оценили в миллиарды

Труба влетит в копеечку

Россия завершит создание нового газопровода «Северный поток — 2» (СП-2) в Европу, не прибегая к помощи зарубежных строительных компаний. Об этом сначала заявил президент Владимир Путин, а затем подтвердил глава «Газпрома” Алексей Миллер. Правда, с пуском газопровода придется повременить — на полную мощность экспортная магистраль сможет выйти лишь в 2021 году. Срыв сроков ввода трубы в эксплуатацию обойдется России в копеечку: завершение проекта собственными силами, которое отнимет лишний год, может стоить на $1 млрд дороже.

Достройку «Северного потока-2» оценили в миллиарды

Плюс все это время России придется оплачивать лишний транзит «голубого топлива» через Незалежную и выкладывать Киеву дополнительно еще до $1 млрд в год.

О том, что «Северный поток-2» обязательно будет достроен, Путин заявил после переговоров с канцлером Германии Ангелой Меркель. Буквально на следующий день Алексей Миллер заверил, что никаких технологических препятствий для этого не существует.

Речь идет о сложной ситуации, в которой оказался «Газпром» в конце прошлого года. Вашингтон тогда наложил санкции на новые российские газопроводы в Европу, главным образом, на «Северный поток-2». Штаты потребовали от задействованных в их строительстве подрядных организаций немедленно прекратить работы, пригрозив тем, что их международные банковские счета могут быть арестованы, а финансовые операции аннулированы. Угроза оказалась действенной: швейцарская Allseas, занимавшаяся укладкой последнего участка трубы, вывела свои суда из Балтийского моря.

Выход Allseas из проекта оказался крайне болезненным. «Газпром» был не в состоянии оперативно найти на рынке свободные от контрактов морские суда, способные вести строительные работы по укладке трубопроводов. Пришлось подключать собственные ресурсы — баржу «Фортуна» и трубоукладочное судно «Академик Черский». Впрочем, тут же выяснилось, что первый из этих кораблей не отвечает технологическим требованием для возведение морских трубопроводов, а второй находится на другом конце страны и сможет доплыть до места строительства не раньше чем через несколько месяцев.

«В настоящий момент главной головной болью «Газпрома» должен стать не вопрос, к каким финансовым потерям или к какой упущенной прибыли компании придется готовиться, хотя очевидно, что речь идет о $1-1,5 млрд. Главная проблема — пока совершенно не ясно, насколько затянется газовое перемирие Москвы и Киева, больше выгоды из которого, как мы сейчас видим, извлекает украинская сторона», — отмечает представитель фирмы Caravelle Exclusive Андрей Магилланов.

Стоит обратить внимание на то, что, помимо инвестиций на оборудование собственного флота необходимыми для строительства трубопровода технологиями, «Газпрому» придется продолжить серьезно тратиться на использование украинской газотранспортной системы при поставках «голубого топлива» в Европу. В этом году наша страна планирует поставить через Незалежную 65 млрд кубометров газа. В прошлом году «Газпром» экспортировал по украинским маршрутам примерно 85-90 млрд «кубов», заплатив за эти услуги около $3 млрд. Потребности российского газового концерна в трубопроводных сетях Украины составляет всего 20-30 млрд кубометров. Следовательно, отсрочка запуска СП-2 на полную мощность приводит к дополнительным ежегодным затратам в $1 млрд.

По словам аналитика АО «Финам» Алексея Калачева, в любом случае для снижения затрат «Газпрому» придется не только искать способы завершения реализации проекта, но и прорабатывать альтернативные варианты. Судна-трубоукладчики — очень специфическая техника, поэтому далеко не все добывающие компании обладают собственным флотом, способным прокладывать труднодоступные участки трубопроводов.

«Теоретически Россия может достроить газопровод без зарубежных подрядчиков. Однако в реалиях данного конкретного проекта проблем у российской стороны очень много, и без привлечения зарубежных специалистов завершить СП-2 «Газпром» сможет через два-три года. Лишние затраты, которые нашей стране придется за это время заплатить за транзит газа по украинским магистралям, составят $4-6 млрд. Эту сумму можно прибавить к общему размеру дополнительных инвестиций на СП -2», — отмечает эксперт.

Добавить комментарий

Adblock
detector