Экономическая свобода

Экономисты-классики понимали, что свобода может стать фундаментом социальной справедливости только при наличии условий, благоприятствующих ее осуществлению. Их утопии, построенные на естественных законах, свободные от деспотии, были и в самом деле идеальной средой для дальнейшего расцвета свободы. Однако теория свободнорыночного капитализма, к сожалению, исходила из посылок, не отражавших истинного положения вещей в мире.

Возрождение исключительной экономической власти в XIX веке, а также четкое разграничение между теми, кто контролирует капитал, и теми, кто продает свой труд за заработную плату, привели к созданию такой среды, в которой расцвет экономической свободы неблагоприятно сказывался на подавляющем большинстве людей, не получавших от нее никакой выгоды.

Маркс рассматривал это обстоятельство как порок, свойственный капитализму, а современные антисоциалисты рассматривают аналогичные обстоятельства в социалистических странах как порок, внутренне присущий социализму. Серьезное непонимание и антагонизм могут быть устранены только в том случае, если отсутствие социальной справедливости будет считаться пороком на любых стадиях развития каждой нации.

Экономическая свобода, по мнению классиков-экономистов, не привела к социальной справедливости из-за того, что среда, в которой она существовала, не способствовала этому. В экономике социалистических стран, где была ликвидирована частная собственность на средства производства и где доминировали бюрократические ценности, прогресс в деле достижения социальной справедливости был незначительным. Излишне бюрократизированная среда не благоприятствует свободе ни в капиталистической, ни в социалистической системах. Поскольку экономические процессы определяются накоплением богатства и военной мощи, так что потребности человека и окружающей среды оказываются подчиненными этим целям, создание благоприятного климата для социальной справедливости невозможно, независимо от того, какое название носит система.

Урок, который следует извлечь из прошлого, состоит в том, что такие великолепные проводники гуманизма, как свобода и демократия, могут выполнять свою роль только в благоприятных условиях. В противоположном случае свобода ведет к эксплуатации, а демократия вырождается в тайное правление власть имущих. Аристотель понимал это более двух тысяч лет назад. Социальная справедливость является лишь одним из возможных последствий свободы. Другим таким последствием является разочарование.

В моменты политических кризисов нород активно начинал искать различные способы сбережения собственных накоплений. Так в XXI веке одним из таких средств стала технология блокчейн и криптовалюта. И у большинства возникает вопрос, а как эту самую криптовалюту покупать. Здесь в качестве посредников выступают обменники, например https://makoli.com/exchange-tether-erc20-usd-to-webmoney-usd/.

Многие государства гордятся законами, предоставляющими их гражданам свободу выбора вида и места работы; свободу выражения своих взглядов по всем вопросам; свободу голосовать за политических кандидатов по своему выбору; свободу выбирать любое место жительства и т. д. Если среда не позволяет всем гражданам осуществлять упомянутые свободы, то люди, лишенные такой возможности, будут испытывать особое разочарование.

Добавить комментарий

Adblock
detector