Эксперты рассказали, как государству содержать 44 миллиона пенсионеров

Повышать пенсионный возраст, увеличивать заимствования, больше рожать

К 2030 году около трети россиян (более 29% или 43,7 млн человек) будут составлять лица старше трудоспособного возраста. Сегодня таковых 25%. Количество пожилых граждан растет из года в год при незначительном снижении общей численности населения, отмечено в докладе Росстата, размещенном на сайте Минтруда. И тут возникает ряд вопросов: сумеет ли государство в должной мере выполнить свои обязательства перед всеми этими людьми, справится ли пенсионная система с возросшей нагрузкой, не придется ли вновь повышать возраст выхода на пенсию? Свои разъяснения дают опрошенные «МК» эксперты.  

Эксперты рассказали, как государству содержать 44 миллиона пенсионеров

Павел КУДЮКИН, член Конфедерации труда России:

«Демографические прогнозы отличаются от других наибольшей точностью. В этом отношении приводимые Росстатом цифры заслуживают доверия. Значительное сложнее получить ответ на вопрос, как государство будет решать проблему пенсионного обеспечения трети россиян. Десять лет – серьезный срок, много чего может измениться. В 1908 году никто в России не представлял, как она будет выглядеть в 2018-м. Что же, если в стране принципиально ничего не изменится, если экономическая система останется прежней, то действовать власти будут так же, как сейчас. То есть, тормозить индексацию пенсий и еще сильнее повышать пенсионный возраст. Если вдруг в России появится эффективная экономика, то тогда за счет роста производительности труда можно будет обеспечивать пенсионерам вполне достойное существование».

Сергей СМИРНОВ, доктор экономических наук (ВШЭ):

«Государство не пойдет на очередное повышение пенсионного возраста, поскольку это чревато всплеском социального недовольства. Выходов из ситуации я вижу три. Первый связан с трудовыми мигрантами и их ролью в решении задачи подъема российской экономики, о чем говорил президент Путин. Если они будут работать в «белую», то пойдут и отчисления в Пенсионный фонд. Второй путь решения проблемы — трансферты из федеральной казны в бюджет ПФР. После внесения поправки в Конституцию, закрепляющей положение о регулярной индексации пенсий, это выглядит вполне логичным шагом. Да, возрастная структура населения меняется, но власти не откажутся от своих обязательств. Другое дело, что какие-то расходные статьи бюджета придется подрезать. Третий вариант: государство будет увеличивать объем заимствований, в том числе на внутреннем рынке, за счет средств граждан, облигаций федерального займа».

Александр САФОНОВ, профессор Финансового университета при правительстве РФ:

«У государства есть и другие категории граждан, которые получают от него социальные выплаты. Проблему финансового обеспечения растущего числа пенсионеров можно решить за их счет. Условно говоря, сегодня из бюджета мы тратим в месяц 100 рублей на детей, и 100 – на пожилых людей. А через десять лет будем тратить 80 рублей на первых и 120 – на вторых. А вот для экономики основные риски связаны с сокращением рабочих рук и числа потребителей, и это серьезно. Значит, надо делать ставку на многодетность и усиливать политику поддержку семей. Но лучше следовать правилу, некогда сформулированному немецкими учеными. Оно гласит, что если страна обеспечивает темпы роста ВВП от 5% и выше, то никакие проблемы, связанные с естественным старением населения, ей не страшны».

Анна БОДРОВА, старший аналитик ИАЦ «Альпари»: 

«Когда-нибудь в России могут прийти к решению о том, чтобы дополнительно сдвинуть пенсионный возраст в сторону увеличения. При этом будет пересмотрена и схема расчета пенсионных выплат. Многим людям в возрасте придется самостоятельно заботиться о финансовом обеспечении своей старости. Давно пора понять, что государству неинтересно «спонсировать» пенсионеров: расходуют они мало, потребительского спроса в экономике почти не создают, зато сильно отягощают и финансовую сферу, и социальную».

Добавить комментарий

Adblock
detector