ВС разъяснил права зарубежного шоппинга: как не платить пошлину

Сразу несколько важных вопросов были рассмотрены Пленумом

Ряд важных для россиян вопросов рассмотрел Пленум Верховного суда РФ. 31 октября был принят регламент проведения новой процедуры в гражданском, арбитражном и административном процессах — судебного примирения между сторонами. Она введена 25 октября и вот теперь устранены последние препятствия для ее практического применения. Кроме того, суд взялся разъяснить, в каких случаях придется платить таможенную пошлину за товары, приобретенные за границей, а когда этого делать не нужно.

ВС разъяснил права зарубежного шоппинга: как не платить пошлину

Предметом рассмотрения Пленумом ВС стала коллизия, которая касается зарубежного шоппинга.

— Все, что из-за границы ввозят граждане в личном багаже, что присылается им родственниками или в рамках интернет-торговли, с точки зрения таможенных правил делится на две большие категории, — разъяснила «МК» старший научный сотрудник РАНХиГС Галина Баландина. — Первая — для личного пользования. Предполагается, что гражданин приобретает это не с целью извлечения доходов. И только в отношении этой категории товаров установлены специальные таможенные правила, когда не нужно платить пошлины и налоги, подтверждать соблюдение требований технических регламентов и иные ограничения, установленные в рамках внешнеторгового режима.

Если товары под эту категорию не попадают — то есть, предназначены для предпринимательской и иной коммерческой деятельности, то граждане не вправе претендовать на упрощенный порядок их перемещения.

Вечный дискуссионный вопрос — как одну категорию отличить от другой. Едет гражданин из-за границы, у него в чемодане 10 одинаковых вещей. Это для личных нужд или не для личных? И этот вопрос не имеет точной правовой регламентации.

В советские времена было просто — на каждую категорию товаров устанавливалось количество, разрешенное к провозу. Например, можно ввести две пары носков, одно платье. В современных таможенных законодательствах России и других стран такие точные значения не предусмотрены, а есть только категория товара. Его предназначение определяется таможенным органом, исходя из заявления лица, перемещающего товары. При этом, таможня руководствуется такими критериями, как частота перемещения товаров, их количество, однородность. Если гражданин заявляет, что он это перевозит для себя, у таможенных органов есть возможность не согласиться с этим и заявить, что характер ввоза вещей говорит о том, что они скорее всего предназначены для дальнейшей реализации. Поэтому, стремление ВС разъяснить некоторые критерии можно лишь приветствовать.

В проекте постановления пленума, который отправлен на доработку, отмечается, что обязанность оплатить таможенную пошлину возникает у гражданина в случае повторной продажи вещей, предназначенных для личных целей и приобретенных за границей. Но только тот факт, что человек впоследствии продал вещь, которую привез из-за границы или получил по почте, не говорит о том, что он использовал товар не в личных целях. Должно быть доказано, что продажа осуществлялась систематически. А систематически, согласно проекту документа — это более двух раз.

Еще один важный вопрос касается требования таможенных органов оплатить налоги или пошлины за купленный за рубежом автомобиль, который был разбит или угнан до перемещения в РФ.

Верховный суд считает это несправедливым, поскольку обязанность платить за отсутствующий автомобиль ставит несостоявшегося покупателя в неравное положение с другими участниками таможенных правоотношений, а в случае угона «фактически является возложением финансовых обременений на декларанта при необеспечении государством защиты от посягательства на имущество добросовестного участника отношений, регулируемых таможенным законодательством, и тем самым — увеличением имущественного вреда, причиненного потерпевшему от преступления».

Кроме того, пленумом был принят регламент, определяющий принципы процедуры судебного примирения, ее стадии, права и обязанности сторон, а также устанавливает требования к судебным примирителям.

Процедуру судебного примирения можно запустить на любой стадии процесса. Для этого нужно ходатайство сторон, но предложение может поступить и от суда, если участники не против.

Судебный примиритель будет выбран по взаимному согласию сторон из списка, подготовленного пленумом ВС. Ими могут быть судьи в отставке, но только такие, которые не работают в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях или в качестве помощника депутата Госдумы, члена Совета Федерации. Как было отмечено на заседании пленума, примиритель должен быть безупречным.

Само судебное примирение проводится в форме переговоров. У него может быть несколько стадий: сначала нужно изложить обстоятельства спора и интересы сторон, потом стороны должны формулировать вопросы для обсуждения, после этого примиритель проводит индивидуальную беседу с каждым участником, вырабатывается сценарий урегулирования спора. Результатом такоего примирения может стать мировое соглашение, частичный или полный отказ от иска, частичное или полное признание иска, соглашение по обстоятельствам дела и другое.

Если результатов добиться не удастся, процедура может быть завершена по заявлению одной из сторон, по инициативе примирителя или в связи с истечением срока, предназначенного для примирения.

— Стороны, когда приходят в суд, как правило, настроены друг против друга, — говорит адвокат Дмитрий Аграновский. — Прийти к взвешенному решению, особенно к мировому соглашению зачастую бывает не просто, особенно это касается сложных дел, дел об имущественных правах. Здесь же — примиритель из числа бывших судей, то есть, посторонний, совершенно, надо думать не ангажированный человек. Он выступит как посредник в переговорах между сторонами, иногда это очень важно.

Читайте материал: Половина россиян выбрала теневой рынок труда

Добавить комментарий